Через испытания — к звездам! Как мы тестируем винтокрылы

Винтокрылы, как и любая другая летательная техника, прежде чем пойти в серийное производство, проходят через большое количество циклов испытаний. Главный инженер «Оптиплейн Аэродинамика» Владимир Литвинов рассказывает о том, как испытываются винтокрылы Optiplane.
Испытания беспилотного летательного аппарата начинаются сразу после того, как машина спроектирована, изготовлена и собрана в формате прототипа. Цель — подтвердить общую работоспособность дрона, корректность работы бортового оборудования, правильность настроек электроники и программного обеспечения.

В зависимости от уровня готовности аппарата проводятся испытания прототипа, исследовательские испытания и испытания серийного аппарата. Основные виды тестов – настольные, летные, приемосдаточные и эксплуатационные.

Виды испытаний

Испытания прототипа проводятся для получения информации о работе аппарата и его характеристиках, а также для поиска ошибок и слабых мест. Они включают:

  • Настольные испытания, где проверяется корректность подключения электронных компонентов и электрических цепей, а также корректность настройки бортового ПО.

  • Лётные испытания, которые делятся на первичные и итоговые. При первичных испытаниях с пульта проверяется стабильность полёта и базовые функции. Итоговые испытания проводятся для проверки всех характеристик аппарата.

  • Эксплуатационные испытания, которые проводятся потенциальным заказчиком.

По результатам испытаний проводятся доработки, после которых начинается новый цикл испытаний. После серии испытаний прототипов аппарат запускается в производство.
Исследовательские испытания проводятся при необходимости установки нового, ранее не использованного оборудования, включая полезную нагрузку, узлы и элементы аппарата. Они включают:

  • Настольные испытания, где проверяется корректность установки механических частей, подключения электронных компонентов и электрических цепей, а также корректность настройки бортового ПО.

  • Лётные испытания, которые делятся на первичные и итоговые. При первичных испытаниях с пульта проверяется стабильность полёта и базовые функции с новой полезной нагрузкой. Итоговые испытания проводятся для проверки работы автоматики с новым оборудованием и корректности работы нового оборудования, его механических элементов и электрических соединений.

По результату испытаний оборудование должно исполнять свои функции. В случае нештатной работы проводится доработка и начинается новый цикл испытаний.
Производственные испытания серийного аппарата проводятся для каждого серийного аппарата. Они включают в себя:

  • Настольные испытания, где проверяется корректность установки механических частей, подключения электронных компонентов и электрических цепей, а также корректность настройки бортового ПО.

  • Лётные испытания, которые делятся на первичные и итоговые. При первичных испытаниях с пульта проверяется стабильность полёта и базовые функции. Итоговые испытания проводятся для проверки работы автоматики с полезной нагрузкой.

  • Приёмосдаточные испытания, включая инструктаж заказчика и демонстрацию работы всего комплекса заказчику.

По результату каждая конкретная машина признаётся годной к эксплуатации и передаётся заказчику.

Отдельное внимание уделим описанию настольных испытаний. Такие испытания проходят в буквальном смысле на столе, после того как машина впервые обретает свою физическую форму в виде прототипа, серийного аппарата или новой комплектации. Тестируется аппарат в сборе — с установленными крыльями, фюзеляжем, шасси. На него монтируют электронные компоненты, прокладываются электрические цепи, инсталлируют программное обеспечение и проводят первичную настройку. В общем, собирается почти целый аппарат — за исключением винтов, чтобы аппарат случайно не взлетел внутри помещения.

В ходе настольных испытаний тестируем, насколько корректно гироскоп и компас определяют положение дрона в пространстве. Проверяем эффективность и достаточность мощности двигателей в различных режимах вращения. Проводим контроль контактов, оцениваем качество пайки.

После успешного прохождения настольных тестов аппарат можно передавать пилотам.

Настольные испытания

Группа инженеров-пилотов — опытных специалистов проводит первичные летные испытания. Их задача — проверить беспилотник во всех возможных режимах полета и оценить возможности его эксплуатации.

До запуска аппарат проходит обязательную предполетную проверку по чек-листу. Тут все как у «взрослых» самолетов. А сам полет сначала проходит что называется «с пульта», аппаратом управляет пилот в ручном режиме. Это нужно для того, чтобы была возможность экстренно изменить режим или посадить дрон, если что-то пойдет не по плану. Затем тестируется и полет в режиме автопилота — автоматического следования по маршруту заранее заданной миссии.

На основе выявленных ошибок или некорректной работы отдельных компонентов в конструкторскую документацию вносятся необходимые изменения, после чего соответствующим образом корректируется производственный процесс.

Как только летные испытания завершены, в зависимости от задач аппарат запускается в серийное производство или переходит на этап эксплуатационных или приемо-сдаточных испытаний.

Летные испытания

Когда винтокрыл прошел все обязательные проверки, достиг необходимой степени готовности и встал на конвейер, его можно передавать заказчику в опытную эксплуатацию.

Персонал заказчика, который отвечает за работу с беспилотником, проходит специальное обучение и инструктаж. Сюда входит не только освоение навыков пилотирования дрона для выполнения производственных задач, но и умение фиксировать возникающие ошибки.

Результаты испытаний аппарата на стороне заказчика сотрудниками, не знающими технических особенностей, крайне важны. Они позволяют нам доводить конструкции и настройки ПО до совершенства, делая наши винтокрылы еще более удобными и безотказными.

«Испытания заказчиком»

Чтобы узнать подробнее о примении винтокрылов для ваших задач свяжитесь с нами по телефону 8 800 444-80-25, почте mail@optiplane.ru или оставив заявку на сайте.
Заявка
Мы свяжемся с вами в течение суток и ответим на все ваши вопросы
Нажимая «Отправить», вы даёте ООО «Оптиплейн Аэродинамика» согласие на обработку персональных данных с целью оказания запрашиваемых услуг
© ООО «Оптиплейн Аэродинамика»
ИНН 5408017296
ОГРН 1175476104924
2017–2023
Офис в России
630090 Новосибирск, ул. Инженерная, 18
108841, Москва, г. Троицк, ул. Промышленная, 2А
Производство