Проверять состояние трассы и опор ЛЭП вусловиях тайги — процесс сложный иопасный. Линии зачастую проходят через реки, анапросеке встречаются заросшие лесом участки. Энергетики давно используют длядиагностики коммуникаций различные летательные аппараты. Рассказываем, как винтокрыл OptiplaneS2+ исследовал участок трассы высоковольтных линий вКемеровской области ичто изэтого вышло.
Участок ЛЭП Макариха — Осиновое Плесо — протянулся на 13 км по тайге. Четырежды трассу пересекают притоки реки Верхняя Терсь. Перепады высот составляют до 100 м. В некоторых местах лес довольно густой.
Традиционные методы осмотра, как работа бригады энергетиков, в такой местности трудозатратны и опасны. Работники вынуждены преодолевать природные преграды пешком, подниматься на опоры с помощью тросов. Для этого нужно организоватьвыезд целой бригады на несколько дней. Но все необходимые сведения буквально за несколько часов может собрать один винтокрыл.
На медведя бы не нарваться
Пилоту не нужна высокая квалификация — обучение работе с винтокрылом занимает не более пяти дней. Кроме того, сам «Оптиплейн» может предоставить услуги пилота. Сам полет проходит в автоматическом режиме.
Энергетическая компания, владеющая винтокрылом и имеющая в штате оператора, может в разы сократить расходы на диагностику ЛЭП. Например, исследование 300 км линий на автомобиле с двумя сотрудниками обойдется почти в 24 раза дороже в сравнении с арендой для этих же целей БПЛА.
В данном случае заказчик выбрал для диагностики аппарат Optiplane S2+. Перед пилотами стояли задачи:
диагностировать состояние трассы на наличие слабых мест;
Пилоты Optiplane запрограммировали полет аппарата со следованием рельефу на высоте 100 м. Именно такая методика позволила избежать традиционных проблем аэросъемки.
Все снимки БПЛА выполнил с одной высоты, поэтому они получились равномерными — с одинаковой четкостью и разрешением. Например, при съемке с самолета места опускания рельефа получаются менее качественными, и приходится устанавливать более дорогостоящую фотоаппаратуру. Когда винтокрыл следует рельефу, эта проблема отсутствует.
Риск попадания во внештатные ситуации минимален. Так, на высоте 100 м ветер гораздо слабее, чем на 500-метровой, где обычно летают самолеты. Поэтому полету аппарата Optiplane ничего не мешало.
Для набора 100-метровой высоты пилоту потребовалось минимум времени, а самому БПЛА — минимум энергии.
Проблемы и риски
У полетов со следованием рельефу есть, пожалуй, один минус — более длительный и сложный процесс программирования полета. Но если у дрона качественное ПО, оператору достаточно нескольких кликов, чтобы спланировать будущую аэросъемку. Маршрут полета можно выстроить в программе с точностью до 3 см, так как на борту есть геодезический GNSS-приемник. При этом качество и разрешение снимков позволяет изучить линии электропередач в деталях.
Что, если максимально приблизиться к ЛЭП ради супердетальных снимков? Этого делать не стоит и в этом мало смысла — у линий мощное излучение, которое может влиять на работу аппарата. При этом отличное качество картинки обеспечивает мощный zoom.
Программировать сложнее, но эффективность съемки — выше