Импортозамещение в беспилотной авиации: когда БПЛА будут полностью «нашими»?

Развитие отрасли беспилотной авиации позволило РФ стать менее зависимой от импорта — многие критически важные узлы и системы создаются внутри страны. Тем не менее, по ряду функциональных комплектующих отечественные БАС все еще зависят от импортного снабжения.
Основным поставщиком технологически сложных компонентов для отечественных БПЛА был и есть Китай. Однако, последние два года он последовательно усиливает экспортный контроль техники двойного назначения, к которой относятся и беспилотные авиасистемы. С 1 сентября, помимо уже существующих санкций, Китай ввел еще ряд ограничений на вывоз комплектующих для БПЛА. Это дополнительно усложнит поставки в РФ, увеличит время и повысит стоимость.

Конечно, китайской продукции можно найти замену или замещающие компоненты. Но Россия должна стать технологически независимой, а не переориентироваться на другие рынки.
В России производят планеры, пропеллеры и другие конструктивные элементы разных типов беспилотников. Как правило, их делают сами разработчики БПЛА для своих аппаратов. Основная проблема в «начинке» — силовых установках, микроэлектронике, и полезной нагрузке — камерах, тепловизорах, лидарах и т.д.

Отдельные электронные устройства, такие как СВЧ-усилители мощности, конденсаторы, катушки индуктивности, резисторы и прочее, выпускают многие российские предприятия. Но пока что отечественная промышленность инертна, есть проблемы с поставками, связями между производителями и заказчиками, объемами серийного производства.

Хуже обстоят дела с электронными «мозгами». Отечественные микроконтроллеры разработаны в единичных экземплярах, и до серийного производства еще очень далеко. При этом с разработкой программного обеспечения ситуация выглядит более позитивной — некоторые компании создают собственное ПО, и зависимость от импорта снижается.

Что уже выпускаем сами

Как считает главный инженер «Оптиплейн» Владимир Литвинов, в будущем массовое замещение вполне реально. Но на плечах энтузиастов его не вывезти, как это произошло, например, с ПО для управления беспилотными комплексами и обработки полученных данных. Нужна поддержка государства и понимание, что моментальных доходов БАС не принесет.

В решении части проблем может помочь нацпроект по развитию беспилотной авиации. В частности, он предполагает создание сети региональных научно-производственных центров, где специалисты будут, например, разрабатывать новые микропроцессоры для БПЛА. Но также необходима финансовая поддержка от государства не только разработчиков и производителей беспилотных авиасистем, но и потребителей. Например, дотации на массовую закупку БПЛА для сельского хозяйства или дорожного строительства дополнительно стимулируют интерес предпринимателей к использованию в своем бизнесе возможностей БАС и ускорят развитие отрасли.

Что делать дальше

Заявка
Мы свяжемся с вами в течение суток и ответим на все ваши вопросы
Нажимая «Отправить», вы даёте ООО «Оптиплейн Аэродинамика» согласие на обработку персональных данных с целью оказания запрашиваемых услуг
© ООО «Оптиплейн Аэродинамика»
ИНН 5408017296
ОГРН 1175476104924
2017–2023
Офис в России
Производство
630090 Новосибирск, ул. Инженерная, 18
108841, Москва, г. Троицк, ул. Промышленная, 2А