ГОСТы для беспилотников: ускорят или замедлят отрасль?

Минпромторг РФ и Росстандарт утвердили перспективную программу стандартизации в области беспилотных авиасистем. В нее вошли работы по созданию нормативно-технической базы, которая в будущем позволит сертифицировать БПЛА. Чего ждать от нововведения и как оно отразится на отрасли — читайте в материале.
Программа стандартизации — один из этапов национального проекта по развитию беспилотной авиации. Она направлена на обеспечение комплексной безопасности применения БАС, их контроль и учет. Росстандарт будет разрабатывать и внедрять более 200 ГОСТов на протяжении 2024–2032 годов. Это позволит унифицировать используемые в БПЛА решения и комплектующие, что существенно снизит стоимость беспилотников и сроки их производства. А также поможет контролировать качество продуктов. В свою очередь это положительно скажется на развитии отрасли за счет привлечения большего количества покупателей.
Уже сегодня заметен рост спроса на беспилотники со стороны коммерческого и промышленного секторов. Наравне с запросом на БАС для «полевых» работ в геодезии, геофизике, горном деле также отмечается рост количества заявок на аппараты для:

  • строительства зданий и промышленных сооружений, инфраструктурных объектов;
  • применения в сельском хозяйстве;
  • мониторинга критической инфраструктуры.

Востребованность беспилотных систем объясняется не только тем, что они выполняют поставленные задачи быстрее и качественнее, чем человек. БПЛА позволяют решить одну из актуальных проблем многих компаний — частично закрыть дефицит кадров.

Например, в строительстве всего один такой беспилотник, как винтокрыл Optiplane S2+, может выполнять работу сразу нескольких наземных специалистов, позволяя:

  • всего за несколько часов собрать необходимую информацию для составления топоосновы, 3D-моделей объектов и актуализации BIM;
  • с точностью до 3 см выполнить съемку сложного рельефа, в том числе скрытого густой растительностью;
  • в режиме реального времени оценивать ход строительства, контролировать соблюдение техники безопасности, вносить необходимые коррективы и многое другое.

С большинством задач винтокрыл справляется в автоматическом режиме. И при правильной формулировке задания роль человека сводится только к контролю за полетом. При этом компании не нужно вкладываться в долговременное обучение оператора — квалификация не требуется. Даже изначально неподготовленный человек сможет контролировать полет сразу после пятидневного инструктажа.

Что сейчас происходит в сфере БАС

После внедрения нормативно-технической базы на БПЛА можно будет переложить еще большую часть работ. Помимо улучшения качества беспилотников стандартизация БАС также направлена на расширение инфраструктуры их безопасного применения. В перспективе — в пределах городских агломераций. Например:

  • для охраны объектов;
  • патрулирования территорий;
  • инспекции зданий;
  • доставки грузов;
  • в работе ЖКХ;
  • деятельности аварийных, экстренных служб и т.д.

Для этого потребуется разработка безопасного цифрового воздушного пространства, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в Сахалинской области беспилотники, применяемые для обработки сельхозземель, оснастили трекерами «ЭРА-ГЛОНАСС» и подключили к ФНИС — Федеральной навигационно-информационной системе. В оперативном режиме она отслеживает местонахождение и движение различного транспорта, благодаря чему использовать аппараты малой авиации в режиме закрытого неба.

В течение ближайшего года решение станет доступным еще в 30 субъектах РФ, а не только на Сахалине. Подключение для регионов будет бесплатным, что ускорит развитие направления.

Дальнейшие перспективы

Внедрение новых стандартов не обойдется без ложки дегтя. Генеральный директор Optiplane Дмитрий Шестаков отмечает, что нововведения, с одной стороны, повысят качество продукции, с другой могут увеличить издержки:

«Сертификация и стандартизация призваны повысить безопасность эксплуатации и защитить конечного потребителя от некачественной продукции. Но у данных процессов есть и другая сторона — увеличение денежных и временных издержек на создание нового изделия, а также невозможность реализовывать уже существующие, поскольку их необходимо будет переработать с целью соответствия новым требованиям. Дополнительные издержки, как всегда, в первую очередь ударяют по небольшим компаниям и усложняют им коммерческую деятельность. Надеюсь, что при разработке новых стандартов будут учтены эти риски — закрутить гайки недолго, очень трудно потом восстанавливать разрушенный рынок».

Мнение экспертов Optiplane: если государство создаст комфортную среду для разработки, создания и пилотирования БАС, производителям будет проще находить решения, удовлетворяющие как стандартам, так и потребностям отрасли. Это поможет активно развивать БАС и не терять мелких и средних игроков рынка, которые разрабатывают нестандартные рабочие решения в сфере беспилотной авиации.

Возможные трудности

Заявка
Мы свяжемся с вами в течение суток и ответим на все ваши вопросы
Нажимая «Отправить», вы даёте ООО «Оптиплейн Аэродинамика» согласие на обработку персональных данных с целью оказания запрашиваемых услуг
© ООО «Оптиплейн Аэродинамика»
ИНН 5408017296
ОГРН 1175476104924
2017–2023
Офис в России
Производство
630090 Новосибирск, ул. Инженерная, 18
108841, Москва, г. Троицк, ул. Промышленная, 2А