От качественной подготовки во многом зависит успех миссии беспилотного аппарата. Ведущий внешний пилот «Оптиплейн Аэродинамика» Андрей Бахтин рассказывает, как происходит планирование полетов и что надо брать с собой в дорогу.
Любая подготовка начинается с составления технического задания. В документе понятным языком даются ответы на три вопроса — что, где и как.
Что? Это цель полета, ожидаемые результаты работы
Где? Место с границами и координатами, прогнозом погоды на даты выполнения миссии, маршрутами доставки пилотов и оборудования
Как? Речь о способах получения необходимых результатов, выбор полезной нагрузки, которая должна быть установлена на дрон. А еще формат и качество получаемых данных — разрешение фото- и видеосъемки или плотность облака точек при лидарной съемке.
Затем идет прохождение офисных чек-листов. Специалисты компании «Оптиплейн Аэродинамика» еще до отправки на объект проверяют:
техническое состояние узлов и агрегатов беспилотного аппарата, подтверждая его готовность к выполнению миссии,
комплектность и работоспособность оборудования полезной нагрузки — фотокамер, сканеров, геодезических приемников, тепловизоров, ИК-камер,
загрузку необходимых прошивок для управляющей электроники беспилотника,
загрузку в компьютер наземной станции управления полетом актуальных карт, чтобы не зависеть от качества связи и интернета на объекте,
загрузку так называемой «высотки» — данных о высотных показателях рельефа местности, где предстоит выполнять полет.
Все это важно для объектов повышенной категории сложности, с ущельями и горными хребтами, где к пилотированию допускаются только опытные пилоты.
Финальный штрих подготовки — упаковка дрона и всего сопутствующего оборудования в ударопрочные кейсы и их опломбировка. После этого техника считается готовой к отправке на объект.
Как готовят дрон к полету
Сами пилоты тоже тщательно готовятся к будущей миссии.
По базовому протоколу у пилота с собой должны быть:
минимальный набор инструментов — отвертки и ключи для работы с внутренним профилем, пассатижи, кусачки,
аптечка со стандартным набором средств оказания первой помощи,
комплект одежды и аксессуаров на весь срок командировки, чтобы не приходилось отвлекаться от выполнения задачи на бытовые вопросы.
Кроме этого пилот отвечает за наличие всех необходимых разрешений и соответствие будущего полета действующим нормам законодательства. Его работа правилам Росавиации и органам планирования полетов, и он обязан соблюдать требуемые меры безопасности.
Как пилот готовится к полету
Винтокрылы «Оптиплейн» питаются от литий-ионных аккумуляторных батарей. Важно правильно рассчитать предстоящую нагрузку, оценить маршруты доставки на объект и корректно спрогнозировать количество и формат аккумуляторов, необходимых для успешного выполнения миссии.
Количество батарей и их емкостные характеристики подбираются, исходя из длительности летного дня. На нее влияют особенности объекта исследований и объем требуемых данных, которые беспилотник должен собрать за отведенное для миссии время.
Обязательно делают поправку на транспортную составляющую. Если на маршруте следования есть этап с авиаперелетом, то приходится подстраиваться под ограничения авиакомпаний, запрещающих перевозку больших и мощных аккумуляторов. На этот случай требуется заранее отправить батареи по земле с помощью транспортных компаний. Если же путь проходит по железным и автомобильным дорогам, то аккумуляторы едут вместе со всем оборудованием.