В беспилотной авиации аппарат никуда не полетит (или полетит вникуда), пока для него не сформулирована задача и не построен маршрут. Ведущий внешний пилот «Оптиплейн Аэродинамика» Андрей Бахтин рассказывает о том, как планируются и выполняются миссии беспилотников.
Задание для беспилотного летательного аппарата — это своего рода перечень требований на полет, чтобы получить конкретный результат. Например, в горном деле это может быть облет всей площади разреза для оценки объемов выработки, в сельском хозяйстве — мониторинг состояния посевов или распыление средств защиты растений, в противопожарной безопасности — выявление термических точек.
Во время подготовки к полету беспилотник получает определенный план и параметры полета, а также полезную нагрузку, которая поможет получить целевые данные или же доставляемый груз.
К параметрам полета относятся дальность, высота, скорость и траектория. Целевые данные с полезной нагрузки — это результаты фото- и видеосъемки, ортофотоплан, лидарная съемка с облаком точек и много другое. Если же дрон используется в качестве транспорта, то отдельно задаются вес и габариты груза, а также параметры его доставки — в полном объеме из точки А в точку Б или, к примеру, равномерное распыление над определенной местностью.
Что такое полетное задание?
Любая подготовка начинается с составления и утверждения технического задания. В документе подробным образом описывается, что и как должен выполнить дрон в рамках своего полета. Обязательно отражаются географические и климатические особенности местности, где расположена зона полета. Также составляются перечень и характеристики оборудования, необходимого для выполнения задачи.
«С ясным и конкретным ТЗ подготовиться легко. А вот если оно туманное, непонятное, то начинают возникать трудности и накладки. К примеру, изначально заявляется ортофотоплан, а по факту еще требуется лидарное сканирование. Фотокамерой такого сделать невозможно. Нужен отдельный лазерный сканер, который не взяли, потому что в ТЗ не было такого пункта», - делится Андрей Бахтин.
Как происходит подготовка дрона к полету
Для идеального выполнения задачи требуется выполнение целого ряда условий. Это безукоризненно составленное техническое задание, четкие границы объекта, полный перечень оборудования, настроенного и подготовленного к работе, экипаж из двух пилотов, как во «взрослой» авиации. И минимум сторонних наблюдателей, способных отвлечь от работы.
На практике сложнее всего с последним пунктом. Заказчик исследования часто хочет «помочь» пилотам советами и наводящими вопросами. В то время как для успешного выполнения задачи требуется как раз обратное — максимальная сосредоточенность на полете.
Условия эффективной работы
Современные возможности беспилотников уже бесконечно широкие. А горизонты, к которым стремится беспилотная авиация в ближайшие 5-10 лет, воистину безграничны.
Сейчас наиболее перспективными видятся такие направления, как автоматический мониторинг и патрулирование территорий и объектов при помощи БПЛА, а также доставка нестандартных грузов.
Например, весьма необычным образом используют дроны в Африке. На востоке континента, в Руанде, территории довольно обширные, но малодоступные. Здесь много деревушек, отдаленных на 80-100 км от крупных региональных центров. Поэтому беспилотники здесь применяют для доставки медикаментов и донорской крови. Востребованность в них настолько высока, что, по словам местных специалистов, БПЛА запускаются по несколько штук в час.
А винтокрылы «Оптиплейн» в различных комплектациях: с магнитометром, георадаром, тепловизором внедряют для задач гуманитарного разминирования. По заключениям ООН беспилотники — один из наиболее перспективных инструментов при решении таких задач.
Какие задачи сможет взять на себя дрон в ближайшем будущем