Несмотря на свое название, полет беспилотника требует участия человека. Только так можно гарантировать, что дрон справится с возложенными на него задачами. Ведущий внешний пилот «Оптиплейн Аэродинамика» Андрей Бахтин рассказывает, какие задачи берут на себя пилоты БПЛА.
В беспилотной авиации выделяют три типа полета — автоматический, ручной и с видом от первого лица. В каждом из них ключевую роль играет пилот, находящийся на земле и управляющий аппаратом дистанционно.
При работе в автоматическом режиме пилот берет на себя задачи по подготовке БПЛА к полету, запуску, наблюдает за ним в процессе выполнения задания и посадки, проверяет состояние аппарата после завершения миссии.
Управление современными дронами требует минимум участия и внимания со стороны пилота. Производитель заранее закладывает весь необходимый функционал, страхующий полет. Дрон самостоятельно оценит силу ветра, допустимую высоту подъема, проследит, что запас энергии на исходе и пора лететь домой. Достаточно задать минимальный набор параметров.
А есть БПЛА, где наоборот, за многое отвечает пилот. Он следит за тем, где находится аппарат, как и куда летит, с какой скоростью, выбирает, на какой высоте двигаться, смотрит, нет ли препятствий на маршруте. Человек также контролирует полет обратно, хватит ли остаточного заряда источника питания.
Если полет проходит в ручном режиме, то пилот в первую очередь выполняет непосредственное управление летательным аппаратом с помощью контроллера. Дополнительные функции пилотирования при ручном полете зависят от конструкции, и возможностей беспилотника и поставленной задачи. Например, в задачах мониторинга может потребоваться также управлять полезной нагрузкой: углом наклона камеры, зумом, переключением режимов съемки.
Для третьего типа полетов, с видом отпервого лица, применяются FPV-дроны. И вот тут нужен солидный опыт и хорошо отработанные навыки пилотирования. Аппараты такого типа способны выполнять полеты на значительные расстояния, и работа пилота во многом схожа с классической авиацией.
За что отвечает пилот дрона?
Общее требование для любых типов полетов — человек, пилотирующий беспилотный летательный аппарат, должен быть «с головой». Он обязан понимать, что он делает, как и для чего. Только так можно достичь требуемого результата.
В автоматических режимах полета важным качеством является умение планировать время и ресурсы. Чтобы, к примеру, уложиться с задачей по съемке местности в те 60 минут, что есть у винтокрыла, работающего на литий-ионной батарее.
В ручных полетах на первый план выходят реакция, аккуратность и прагматичность. Вместе они помогают сохранить беспилотник и не разбить его в угоду результата.
Что касается FPV-дронов, то тут уже не обойтись без навыков пилотирования, наработанных за многие часы тренировок.
Какие качества важны для пилота дрона?
Важно, чтобы человеку было интересно, чтобы ему постоянно хотелось обучаться и осваивать новые сферы знаний. Конечно, профильное образование, которое дают в колледжах, — это хороший старт в профессии. В образовательном учреждении дают базу — теорию, методики и подходы к построению миссий, основы процессов запуска дронов. Но дальше, после выпуска и диплома, начинается большой объем самообучения на реальных задачах. Это занимает минимум год — за такой срок бывший выпускник вырастает в настоящего опытного пилота.
Если же говорить о дополнительных знаниях, то в пилотировании нужно хорошо разбираться в физике, знать математику и уметь анализировать. БПЛА — устройство, которое иногда подкидывает сюрпризы. И без аналитического подхода сложно понять, что произошло и что с этим делать. Сказать просто «не работает» недостаточно. Нужно понять, почему возник сбой, выстроить логическую причинно-следственную связь и найти объяснение.
Например, дрон неровно летит. В моменте можно подкрутить триммер на аппаратуре радиоуправления и улучшить качество полета. Но это, по сути, временная «заплатка». Ведь проблема может быть не в триммере, а, например, в том, что подшипник на двигателе износился и туго крутится. И тут нужна глубокая аналитика, подкрепленная обширной практической базой знаний и
опытом.
В чем должен разбираться пилот?
Основная задача пилотов компании — ОТК-контроль выпускаемой продукции, куда входит финальная проверка «от А до Я» и тестовые полеты на аэродромах. Пилоты инспектируют качество сборки беспилотника, вплоть до самого маленького винта, и удостоверяются, что аппарат готов к работе. Затем подвергают каждый дрон полетным испытаниям и обязательно смотрят, как работает полезная нагрузка — какие получаются фото- и видеоматериалы и результаты сканирования.
Есть и целый пул второстепенных задач — тестирование нового оборудования, отладка летных характеристик отдельных узлов конструкции планера, моделирование и даже участие в 3D-печати.
В результате на выходе мы получаем полностью работоспособный беспилотный летательный аппарат, готовый к передаче в эксплуатацию конечному пользователю.